Режим авторотации
14.01.2008 12:27 от Maxximus
[b]Кузнецов Фридрих Николаевич[/b], выпускник Сызранского ВАУЛ 1957г, ( МИГ-15), оставленный в училище инструктором на МИГ -15. В 1958г перевёлся инструктором на МИ-4 в Пугачёвское Вертолётное ВАУЛ. (ком. полка полк. Аугуль, ком аэ. Анисимов.)
Общий налёт 8500ч, из них на самолётах 250ч., а остальное Ми-4 и Ми-8 ( Адлер, Москва, Архангельс, Петрозаводск, Надым, заполярье, морское побережье, горы Кавказа, средняя полоса и даже Бразилия, Рио да Женейро.
Посадка вертолёта одновинтовой схемы без двигателя( двигателей) на режиме авторотации до сих пор не имеет единой методики выполнения, не говоря уже о тренировках экипажей в процессе обучения и поддержки навыков у пилотов лётных подразделений. Предлагаю упражнение для отработки расчёта на посадку, в режимах авторотации несущего винта, без приземления и поэтому безопасное, но позволяющее пилоту создать в своём подсознании последовательность технических действий, в результате которых вертолёт будет приземлён с минимальным ущербом, на ограниченную площадку, на которой невозможно сесть рекомендуемым инструкцией способом, то есть на скорости 100 - 120 км/ ч. Я в 1964 году разработал практически методику расчёта на вертикальной авторотации, до тех пор ещё никем не выполненной и не опубликованной.
Выполняя облёт МИ-4 после смены двигателяна высоте 1500 м., я перевёл вертолёт в режим авторотации на скорости 100 км/ч , затем стал гасить скорость, создавая кaбрирование., контролируя обороты НВ и изменение вертикальной скорости по вариометру. Оброты НВ несколько увеличились, а стрелка вариометра пошла вверх, перевалила на подъём 1-2 м/с, а затем после падения скорости ниже 60 км/ч, стала показывать снижение, медленно, но верно увеличивая скорость снижения. На приборе горизонтальной скорости установился 0, а вариометр показывал 4-5 м/с и постепенно увеличивая показания: 7 , 8 , 9 , 10 ,. При этом обороты НВ не падали, а вертолёт хорошо управляемый перемещался вертикально. На высоте 300 м. я отклонил ручку циклического шага вперёд и разогнал скорость 100 км/ч , свёл стрелки оборотов двигателя и редуктора, создал режим двигателя для горизонтального полёта и затем перевёл в набор высоты и снова повторил вертикальнцю авторотацию.
На базе фактических данных, полученных при гашении скорости на режиме авторотации, у меня сформировалась новая формула расчёта, для посадки на ограниченную площадку. Выбрав площадку, выполняется обычный режим авторотации по троектории в центр площадки и, при достижении высоты 40-50м., производится гашение горизонтальной скорости, при этом гасится и вертикальная. За тем необходимо убрать тангаж и использовать перед приземлением инерцию НВ, взяв шаг, как говорят " под мышку".
Работая в Архангельске зам. ком. АЭ, с разрешения командира лётного отряда ( Фамилия "ПЛОХИХ"), я несколько раз выполнил такие расчёты с приземлением на полосу и в сугроб снега, на аэродроме Кегосторова. В дальнейшем обучал лётный состав на тренировках в зоне, выполнению вертикальной авторотации.
Для более качественного обучения, я считаю необходимо создать офицально упражнение ввода и вывода вертолёта в вертикальную авторотацию.
Насчет инструкции в инструкции кстати оговаривается способ посадки с минимальнам пробегом на ограниченную площадку. Пункт помоему если не изменяет память 4.6.2.
Но если честно, для себя всегда так и представлял посадку на РСНВ на ограниченную площадку.
А вот про вертикальное РСНВ в учебных целях ни разу не слышал.
Хорошая статья, жаль в ближайшее время мне не пригодиться. *01