Читать RSS.
 
Филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" г. Сызрань приглашает на ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
10 февраля 2024 года в 11.00 (в 10.00 МСК)
Ждём Вас по адресу: г.Сызрань, ул. Маршала Жукова, филиал ВУНЦ ВВС "ВВА", вход через центральное КПП возле штаба.
Контактный телефон:8(8464)99-00-86, 8(8464)37-38-10, доп.2-28
_
Воскресенье, 06 января 2013 13:18

Начальники училища

UtkinНачальник Саратовской военной авиационной школы пилотов
(1940 – 1942 гг.)
майор УТКИН ЯКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в 1903 году в Архангельской области. Из рабочих, член ВКП(б) с 1924 года. До призыва в Красную Армию в 1925 году имел образование три класса. Много работал над повышением своего общеобразовательного уровня и уже в армии в течение года освоил самостоятельно учебную программу за семь классов.
В 1927 году он успешно закончил Военно-теоретическую школу ВВС, а затем поступил в Севастопольскую военную школу лётчиков, которую окончил в конце 1928 года. В 1936 году Я.В. Уткин закончил Липецкую высшую лётно-тактическую школу и был назначен командиром 35-ой авиационной эскадрильи Сешинской бригады. Это был волевой командир и отличный лётчик, умелый организатор и воспитатель подчинённых.
В марте 1940 года на базе 58-ой отдельной авиационной разведывательной эскадрильи была сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов, начальником которой был назначен майор Уткин Яков Васильевич. Под его непосредственным руководством в апреле 1940 года школа приступила к лётному обучению курсантов на самолётах У-2 и Р-5. При организации учебного процесса личный состав вновь сформированной школы встретился с большими трудностями. Необходимо было в короткие сроки оборудовать учебные классы и лаборатории, привести в порядок казарменный фонд, наладить лётную работу и начать обучение курсантов.
В феврале 1941 года школа была переведена на подготовку пилотов для бомбардировочной авиации на самолётах «СБ». В течение оставшегося времени зимнего периода велась интенсивная подготовка лётного и инженерно-технического состава к работе на новой материальной части.
С началом Великой Отечественной войны решением Народного Комиссара Обороны СССР в сентябре 1941 года школа пилотов была переформирована в Саратовскую военную авиационную планерную школу и передана в состав Воздушно-десантных войск Красной Армии. Личный состав школы перешёл на обучение курсантов по программе военного времени; сократилось время, отводимое на изучение теоретического курса, прошло переучивание личного состава на эксплуатацию планеров А-2, Г-9 и Ш-10. К концу 1941 года задача подготовки постоянного состава была решена. В феврале 1942 года школа произвела первый выпуск пилотов-планеристов.
Весной 1942 года, по личной просьбе, начальник Саратовской ВАПШ майор Я.В. Уткин убыл на фронт. С 7 июня по 8 июля 1943 года командовал 438-м истребительным авиационным полком. Выполнил более 70 боевых вылетов. Погиб 8 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге.

Удален пробел в истории училища - найдена фотография Уткина Якова Васильевича благодаря его внучке Ивлевой Г.А.

odincovНачальник Саратовской военной авиационной планерной школы
(1942 – 1946 гг.)
полковник ОДИНЦОВ МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ

Родился 14 октября 1902 года в д. Тостиковская Шенкурского района Архангельской области. В 1920 году записался добровольцем в Красную Армию на Польский фронт. В 1927 году поступил учиться в Военно-теоретическую школу ВВС КА в г. Ленинграде. Практическое лётное обучение проходил в 3-ей военной школе лётчиков г. Оренбурга. В 1935 году закончил Высшую Военно-теоретическую школу ВВС КА г. Липецка и получил назначение единоначальником командиром-комиссаром 35-ой авиа-эскадрильи. В 1938 году был уволен из рядов армии и назначен инспектором-лётчиком Осоавиахима. После настойчивых рапортов К.Э. Ворошилову и И.В. Сталину в 1939 году был восстановлен в рядах Красной Армии.
С началом Великой Отечественной войны был назначен в строевую часть Воздушно-десантного корпуса ВДВ помощником начальника оперативного отдела штаба. В этой должности принимал активное участие в отработке вопросов десантирования войск с самолётов У-2, Р-6, ТБ-1.
В 1942 году был назначен начальником Саратовской военной авиационной планерной школы. Занимался подготовкой планеристов-ночников, способных совершать полёты в тыл противника и посадки на неподготовленные и малоразмерные площадки.
В этот период М.С. Одинцов принимал активное участие в разработке курса учебно-лётной подготовки (КУЛП) планеристов, в выпуске методических бюллетеней по вопросам подготовки и выполнения полётов на планерах.
После окончания Великой Отечественной войны организовал и провёл передислокацию школы в г. Пугачёв, где она была преобразована в Пугачёвское авиационное планерное училище ВДВ.
В 1946 году М.С. Одинцов убыл для дальнейшего прохождения службы в г. Астрахань на должность начальника штаба авиационно-планер-ной школы. После этого, вместе с личным составом школы, перебазировался в г. Славгород Алтайского края.
В 1953 году был уволен из рядов Вооружённых Сил по возрасту. Переехал с семьёй сначала в г. Новошахтинск, а потом в г. Ростов, где работал в ДОСААФ в секции по распространению политических и военных знаний.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II-ой степени, многими медалями и грамотами за активное участие в оборонно-массовой работе.
Умер в 1981 году в г. Ростове.

sitkinНачальник Пугачёвского авиационного планерного училища
(1946 – 1953 гг.)
полковник СИТКИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ  

Родился 14 января 1904 года в г. Бугуруслан Куйбышевской области. В 1925 году добровольно пошёл служить в Красную Армию. В 1928 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков и оставлен в ней лётчиком-инструктором. Член ВКП(б) с 1929 года. В 1930 году продолжил службу лётчиком-инструктором в 3-ей школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. К.Е.Ворошилова в г.Оренбурге.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. В 1942 году был назначен командиром 30-го бомбардировочного полка. С 1943 по 1944 год – командир 8-го отдельного разведывательного авиационного полка. С августа 1944 года и до окончания войны – командир 183-ей бомбардировочной авиационной дивизии. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-ой степени, Отечественной войны 1-ой степени, медалями "За боевые заслуги" и др.
В июне 1946 года полковник М.А. Ситкин был назначен на должность начальника Пугачёвского авиационного планерного училища ВДВ. В этот период в училище шла работа по обучению курсантов на тяжёлых планерах Ц-25. С января 1952 года училище перешло на подготовку правых лётчиков на самолётах Ли-2. Весной 1952 года пришёл приказ о новой реорганизации училища - оно было преобразовано в 160-ое военное авиационное училище лётчиков по подготовке военных вертолётчиков. Весь личный состав, под командованием полковника М.А. Ситкина, с большой самоотверженностью включился в работу по освоению новой авиационной техники. В период с 1947 по 1953 год училище трижды переучивалось на новую авиационную технику. Освоение новых летательных аппаратов происходило с высоким качеством, в чём, несомненно, есть и огромная заслуга начальника училища полковника Ситкина Михаила Александровича.

MakarovНачальник 160-го военного авиационного училища лётчиков
(1953 – 1958 гг.)
генерал-майор МАКАРОВ ДМИТРИЙ КУЗЬМИЧ
Командовал училищем с 1953 по 1958 год.

Заместитель начальника училища по лётной подготовке полковник Д.К. Макаров был назначен на должность начальника 160-го ВАУЛ в конце июня 1953 года, в период начала практического освоения вертолёта Ми-4. Освоение нового летательного аппарата проходило в сложных условиях. Поступившие в училище вертолёты не успели пройти войсковые испытания, не была выработана методика обучения, не разработаны действия лётчика в экстремальных условиях, не было учебников, пособий и даже постоянных инструкций по эксплуатации вертолёта.
Успешному обучению личного состава на Ми-4 способствовала огромная методическая, рационализаторская и изобретательская работа, проводимая офицерами учебно-лётного отдела. Ими заново создавалась учебная база, оборудовались классы, оформлялись учебные пособия.
В этот период активно шла работа по обучению лётно-инструк-торского состава технике пилотирования вертолёта и проходило экспериментальное обучение курсантов. Каждому полёту, каждому лётному дню предшествовала тщательная, кропотливая подготовка всего личного состава. Высокие требования предъявлялись к организации и дисциплине на полётах, малейшее отступление от законов лётной жизни рассматривалось в училище как чрезвычайное происшествие. Эта работа дала положительные результаты – в конце 1954 года был произведён первый выпуск лётчиков-вертолётчиков, которые стали основой формируемых вертолётных полков, авиационных частей и подразделений ракетных войск стратегического назначения, пограничной и поисково-спасательной служб.
В 1955 году присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
С 1956 года училище стало учебно-методическим центром обучения и обмена опытом лётчиков из строевых частей. Здесь отрабатывались такие вопросы, как техника пилотирования вертолёта ночью, выполнение посадки с выключенным двигателем, полёты строем и многое другое.
В период командования училищем генерал-майором Д.К. Макаровым оно впервые в своей истории приступило к обучению иностранных военных специалистов – в 1957 году успешно прошло обучение лётчиков Албанской Народной армии.
Огромная ответственность легла на Д.К. Макарова в период участия экипажей вертолётов в спасении населения районов Средней Волги и Южного Урала от подъёма паводковых вод. В течение десяти дней в районе бедствия восемнадцать экипажей перевезли 4662 человека и 183 тонны различных грузов.
В 1957 году училище приступило к обучению лётчиков строевых частей на вертолёте Ми-1, и подготовка стала проводиться на вертолётах Ми-1и Ми-4.
В 1958 году генерал-майор Д.К. Макаров убыл из училища для дальнейшего прохождения службы.

kulichevПолковник Куличев Иван Андреевич
Командовал училищем с 1958 по 1960 год.

Родился 29 августа 1920 года на станции Верхний Баскунчак, ныне Ахтубинского района Астраханской области, в семье рабочего. Детство и школьные годы его прошли в Уральске  ( Казахстан ). Трудовую деятельность начал без отрыва от занятий в рабфаке. Сначала работал счетоводом, затем бухгалтером топливного склада Уральского отделения железной дороги. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван РВК города Ташкента  ( Узбекистан ). Был курсантом Московской школы пилотов первоначального обучения, затем Пермской военной авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

С июля 1941 года в действующей армии, защищал Москву. С 26 июля 1943 года служил в составе 155-го Гвардейского ШАП. Сражался на Воронежском фронте, по 20 октября 1943 года - на Степном фронте, затем - на 2-м Украинском. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Чехословакии, разгроме врага на его территории. 31 января 1944 года был ранен в шею и голову.
К концу июня 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного Киевского полка  ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант И. А. Куличев совершил 103 боевых вылета, уничтожил 8 танков, 38 автомашин, 5 железнодорожных вагонов, подавил огонь 3 зенитных батарей, сбил в воздушных боях 2 самолёта противника  ( 1 лично и 1 в паре ), ещё 3 уничтожил вместе с товарищами на аэродромах.
26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов, нанеся большой урон живой силе и технике противника. Войну закончил в Праге.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. Занимал ряд командных должностей, в том числе ответственный пост командующего ВВС Сибирского военного округа. Удостоен почётного звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Был начальником факультета Военно - Воздушной инженерной академии. Генерал - лейтенант авиации.

Умер 28 августа 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; 10 медалями, иностранными наградами. Имя Героя носит школа № 7 в городе Уральске.

KiselГенерал-майор Кисель Фёдор Герасимович
Командовал училищем с 1961 по 1969 год.

AleksencevГенерал-майор Алексeнцев Валентин Васильевич
Командовал училищем с 1970 по 1977 год.
Окончил спецшколу ВВС в городе Барнауле в 1945 году, омское ВАУЛ - в 1949-ом. Начал офицерскую службу в Пугачевском ВАУЛ правым летчиком самолета Ли-2. Одним из первых освоил вертолет. Прошел путь от курсанта до заместителя командующего ВВС округа. 
Начальник СВВАУЛ с 1970 по 1977 гг. Генерал-майор в отставке. Заочно окончил академию ВВС. Принимал участие в войсковых испытаниях вертолетов, в ликвидации последствий наводнений. Имеет налет 6300 часов, продолжал подниматься в небо до 60 лет. 
Награжден 2-мя орденами Красной Звезды и орденом “За службу Родине в ВС СССР” 3-й степени. Заслуженный военный летчик.

DidikГенерал-майор Дидык Алексей Архипович
Командовал училищем с 1977 по 1986 год.
Окончил Черниговское ВАУЛ в 1958 году, был направлен в Пугачевское (160-е) ВАУЛ в качестве летчика-инструктора вертолета Ми-1. Начальник Сызранского ВВАУЛ с 1977 по 1986 гг. Летчик-снайпер. Заслуженный военный летчик. Генерал-майор авиации. Имел налет более 5000 часов. 
Награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” 3-й степени. Почетный ветеран СВАИ.
Умер 25 марта 1998 года. Похоронен в г. Сызрани.
BazarovГенерал-майор Базаров Алексей Фёдорович
Командовал училищем с 1986 по 1999 год.
Родился 12 октября 1945 года в Новгородской области в семье крестьянина. После окончания средней школы поступил в Сызранское ВАУЛ, которое успешно окончил в 1966 году. В 1980 году закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина с золотой медалью, в 1994 году - академию народного хозяйства при Правительстве РФ и Самарский госуниверситет в 1996 году.
Проходил службу в Приволжском и Средне-Азиатском военных округах, служил в Сызранском, Саратовском и Уфимском авиационных училищах на лётных должностях, непосредственно связанных с обучением курсантов. Освоил 10 типов летательных аппаратов, налетал около 5000 часов. Заслуженный военный лётчик России, лётчик-снайпер. Мастер вертолётного спорта.
В 1986 году был назначен начальником Сызранского ВВАУЛ. В период его руководства училищем, одна эскадрилья 484 увп (г. Сызрань) была переведена на обучение курсантов на вертолёте Ка-27. В 1998 году Сызранское ВВАУЛ было преобразовано в Сызранский военный авиационный институт и перешло на пятилетний срок обучения курсантов.
С 1990 по 1993 год избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
Награждён орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-ой и 3-ей степени, "За военные заслуги" и многими медалями.
В 1999 году генерал-майор А.Ф.Базаров убыл для дальнейшего прохождения службы в Северо-Кавказский военный округ на должность начальника авиации. Принимал активное участие в организации деятельности армейской авиации по уничтожению незаконных бандформирований на территории Чеченской республики.
После окончания службы в рядах Вооружённых Сил РФ продолжал трудовую деятельность начальником авиационного учебного центра ОАО "Роствертол".
Последние годы Алексей Фёдорович жил в Москве.
Похоронен Алексей Фёдорович в Сызрани 29 февраля 2012 года.
PisheninГенерал-майор Пишенин Алексей Николаевич
Командовал училищем с 1999 по 2004 год.

 

UkolovГенерал-майор Уколов Виктор Григорьевич
Командовал училищем с 2004 года по октябрь 2009 года.
Уколов Виктор Григорьевич родился 3 октября 1956 года в с.Н.Маза Радищевского района Ульяновской области. После окончания средней школы поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил с отличием в 1977 году. После окончания училища был назначен на должность лётчика-штурмана вертолёта Ми-8 отдельного вертолётного полка Одесского военного округа, затем освоил Ми-24 и был назначен командиром вертолёта. С марта 1980 по август 1981 года принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Совершил 264 боевых вылета. За оказание интернациональной помощи афганскому народу награждён орденом Красной Звезды.
После непродолжительной службы в ГСВГ поступил в Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина, которую с отличием закончил в 1987 году. После академии - выполнение обязанностей командира эскадрильи и заместителя командира отдельного транспортно-боевого вертолётного полка в При6ВО. С 1988 по 1989 год - направлялся в командировку в Народную Республику Мозамбик. В 1994 году был назначен на должность командира отдельного вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа. За период с 1994 по 2001 год прошёл путь до должности начальника управления авиации СКВО. Совершил 240 боевых вылетов.
За мужество и отвагу, проявленные при восстановлении конституционного строя и ликвидации незаконных бандформирований награждён двумя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги» и именным огнестрельным оружием от Министра обороны РФ. Имеет квалификацию - «военный лётчик-снайпер».
В 2001 году Указом Президента РФ ему было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».
Генерал-майор В.Г.Уколов освоил вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-24П и его общий налёт составляет около 4000 часов.
В 2003 году был назначен на должность заместителя начальника Сызранского военного института, а в 2004 году стал начальником Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков (военного института).
Указом президента № 945 от 18.09.2009 г. генерал-майор В.Г.Уколов назначен на должность начальника управления Армейской авиации ВВС.
YarcevПолковник Ярцев Николай Николаевич
Командовал училищем с октября 2009 года по 2013 год.

Асанов Александр АлександровичГенерал-майор Асанов Александр Александрович
Командует училищем с июля 2013 года по настоящее время.

Александр Александрович родился 7 июля 1966 года в г. Прокопьевске Кемеровской области. В 1983 году поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1987 году.
Офицерскую службу начал с должности лётчика-инструктора в 437 увп Саратовского ВВАУЛ в п.Озинки, затем - проходил службу в 198 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в г.Давлеканово и 851 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в п.Безенчук.
В 1999 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи в 484 учебный вертолётный полк Сызранского военного авиационного института в г. Сызрани. Затем проходил службу на различных лётных должностях в 109 (п.Безенчук) и 131 (п.Сокол) учебных вертолётных полках Сызранского военного авиационного института.
В 2006 году был назначен командиром 626 учебного вертолётного полка Сызранского ВВАУЛ (ВИ) в городе Пугачёве.
В апреле 2012 года полковник А.А. Асанов был назначен заместителем начальника филиала ВУНЦ ВВС ВВА, а в июне 2013 году – начальником филиала ВУНЦ ВВС Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Сызрань).
Лётчик-инструктор 1-го класса. Освоил вертолёты Ми-2, Ми-8Т и Ми-24. Имеет налёт около 3000 часов. Принял участие в лётной подготовке более 1000 курсантов Саратовского, Уфимского и Сызранского ВВАУЛ.

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/virtwww/w_svvaul_b679f6cf/http/templates/svvaulnew/html/com_k2/templates/default/category.php on line 254
Страница 5 из 5
: Администрация сайта благодарит за помощь Выпускников 1999г:
Борнякова Д.Н, Терешенков А.Г, Хаметова М.М, Ермолайчика С.В, Ямбуренко А.В, Голяка И.Л, Питасова С.В, Дроздова В.И, Павлова А.С, Роднякова А.В, Брокера А.А, Галимова А.Р, Торопова В.М, Милькова А.П, Крота В.А, Сержантова Е.В, Шапинского А.А, Брунько Д.С, Саченкова С.В, Куликова Е.М, Леонова М.Ю, Лимонова Д.В, Пухватова А.В, Крывый А.В, Буланенкова Д.В, Савельева А.Н, Паспортникова Д.Е, Левочкина В.В, Гурченко Е.Л., Монастырского Р.К
.
Вертолеты